Солидол другое название

Солидол – что это такое? Классификация, преимущества, характеристики, применение

Солидол другое название

С момента своего появления до конца XX века густая смазка Солидол была необычайно популярной. Она применялась для большинства узлов промышленного оборудования, сельскохозяйственной и автомобильной техники.

Объем производства технического солидола в разные годы составлял от 30 до 70 % от общего количества всех выпускаемых пластичных смазок.

Неудивительно, что такое название стало именем нарицательным – солидолом называли (да и сейчас иногда называют) любую пластичную смазку.

В этой статье мы познакомимся с легендарной смазкой поближе и узнаем, из чего делают солидол, каких он бывает видов, его преимущества и недостатки, где и как он применяется.

Название “солидол” произошло от латинских слов solidus, т.е. твердый, плотный и oleum, т.е. масло. Еще одно, устаревшее название солидола – “тавот”.

Базовые индустриальные жидкости, входящие в состав солидола, представляют собой нефтяные масла, т.е. нефтяные фракции, отобранные после получения бензина. В эти масла добавляется загуститель на кальциевых или натриевых мылах.

В зависимости от используемого сырья она может иметь цвета от светло-желтого до темно-коричневого.

Таким образом, солидол это пластичная антифрикционная смазка общего назначения.

Главные функции технического солидола – снижение трения и предотвращение интенсивного износа трущихся деталей.

По происхождению и способу изготовления солидолы делят на:

  • Жировые – в качестве загустителей в них используются жирные кислоты масел растительного происхождения
  • Синтетические – при их производстве применяются синтетические жирные кислоты

Первые (Солидол-Ж) имеют чуть более высокие показатели и считаются более качественными. В то же время искусственный синтетический солидол (Солидол-С) имеет превосходство по некоторым показателям и значительно дешевле, поэтому также широко применяется для обслуживания промышленной техники.

По способу применения и консистенции солидолы делят на обычные и пресс-солидолы. Последние характеризуются более низкой вязкостью и применяются для закачивания в узлы через пресс-масленки или с помощью централизованных смазочных систем.

Известно, что солидол имеет не очень высокую несущую способность. Для получения более высоких свойств в смазку стали добавлять графит.

Одним из самых популярных таких материалов является солидол с графитом – смазка серебристого цвета УСсА. За счет добавления в ее состав 10 % графитного порошка грубого помола она имеет повышенные противозадирные свойства и обладает токопроводностью.

Было замечено, что солидол, изначально задуманный как антифрикционная смазка, оказывает лечебное воздействие на организм человека при некоторых заболеваниях. Его стали применять не только в технических, но и в медицинских целях. Так появилось деление на технические и медицинские солидолы, которые при изготовлении проходят процедуру дополнительной тщательной очистки.

В качестве основных технических характеристик солидола, как и для любой пластичной смазки обычно приводится интервал рабочих температур, стойкость к различным средам, а также ряд дополнительных параметров и свойств.

Верхний порог рабочих температур не превышает +65…+70 °С, а нижний составляет около -25 градусов. Однако полного замерзания эта температура не обеспечивает. В нагруженных узлах мощных механизмов этот материал может работать и при -50 °С.

Примечательно, что при плавлении и последующем застывании смазка теряет многие свои рабочие характеристики и к дальнейшему применению непригодна.

Одним из самых важных показателей для солидола является его высокая стойкость к воде и влаге.

Вода является одним из компонентов смазки и выполняет в ней роль стабилизатора. Солидол практически не растворяется в холодной воде, а при контакте с ней покрывается белесоватым налетом от взаимодействия с кальциевыми солями. воды в солидоле не превышает 3 %.

Солидолы имеют высокую коллоидную стабильность и практически не выделяют масло. Синтетические солидолы в этом отношении более стабильны, что позволяет их хранить в течение длительного времени (до 5 лет и более).

  • Основное преимущество технического солидола перед другими смазками заключается в прекрасном соотношении цена-качество
  • Он обладает характеристиками, достаточными для обслуживания большинства узлов, работающих как в нормальных условиях, так и под воздействием повышенных нагрузок, воды, влаги и пыли
  • Солидол не относится к токсичным веществам
  • Смазка может работать в условиях воздействия пыли, дождя, снега, на солнце, обладает высокими защитными антикоррозионными характеристиками. Это позволяет использовать солидол в качестве не только антифрикционных, но и консервационных составов

Солидол и литол – самые распространенные и известные пластичные смазки на территории России. Однако далеко не все знают, чем эти смазки отличаются друг от друга и в каком случае можно и нужно применять солидол, а в каком – не стоит.

Чтобы расставить точки над “i” в этом вопросе и понять, что литол не является заменителем (аналогом) солидола во всех случаях, рассмотрим основные отличия литола и солидола.

В качестве загустителя в литоле используются литиевые мыла, а в солидоле – кальциевые или натриевые. Загуститель, как известно определяет набор основных физических свойств смазок.

Верхняя граница рабочих температур литиевых смазок составляет около +130 °С, в то время как у кальциевого солидола она всего лишь около +70 °С.

Солидол более водостоек по сравнению с литолами, он не вымывается из узлов, поэтому может использоваться в условиях постоянного воздействия влаги.

Для некоторых конструкционных материалов литол в присутствии влаги является агрессивным, в то время как солидол более инертен и не повреждает детали, например, из алюминия и его сплавов.

По стоимости солидол выигрывает у литола – он в 2 и более раза дешевле.

Теперь, когда известны основные отличия, вы без труда сможете сделать выбор в пользу того или иного материала при различных применениях.

Область применения солидола определяется теми свойствами, преимуществами и недостатками, которые мы рассмотрели выше. Солидолом не рекомендуется смазывать узлы и механизмы, которые подвергаются воздействию высоких температур. Однако он отлично работает в условиях влаги.

Солидол применяется при обслуживании автомобилей для смазывания ненагруженных и слабонагруженных узлов трения скольжения – петель и замков дверей, защелок, замков багажника и капота, механизмов фиксации, узлов стеклоподъемников, втулок педалей, салазок сидений, рычагов (например, ручного тормоза).

В отечественных автомобилях ранних модификаций, например, на ГАЗ-21, ГАЗ-24 необходимо было часто смазывать шарниры передней подвески. Обслуживание производилось путем шприцевания солидолом.

На современных автомобилях солидол практически не применяется, так как он несовместим с пластмассовыми и резиновыми материалам, которые широко применяются в узлах транспортных средств.

Солидол эффективен в качестве смазки многих механических и электроинструментов. Следует только помнить о невысоком пороге верхних рабочих температур и не использовать состав в высокооборотистых механизмах, которые могут сильно нагреваться.

Так, не рекомендуется закладывать смазку в редуктор болгарки или дрели. В то же время для смазывания ручного механического инструмента и тихоходных приводов, например, лебедок, талей, тисков солидол вполне подойдет.

В промышленности солидол нашел широкое применение в различных узлах оборудования. Он используется на только как смазка, но и в качестве консервационного состава.

Смазка применяется для смазывания петель ворот, замков, различных механизмов, находящихся под открытым небом.

Ленточные транспортеры, конвейерные линии, подъемные механизмы, шарниры, штоки гидравлических систем, опорные поверхности поворотных устройств, шестерни и тихоходные подшипники больших диаметров, мощные цепные передачи, узлы, оборудованные пресс-масленками в большинстве своем до сих пор обслуживаются с помощью доступного, эффективного и дешевого солидола.

Этот состав обладает прекрасными консервирующими свойствами и надежно защищает от коррозии металлическое рабочие инструменты, станки и механизмы. Особенно востребован он для защиты при хранении деталей, изготовленных из быстрорежущих сталей.

В дачных условиях солидол также оказывается чрезвычайно полезным. Его используют для смазки садовых механизмов, осей колес садовых тележек, насосов, рабочих инструментов. 

Обработанные этой смазкой детали и инструменты годами и десятилетиями хранятся в условиях воздействия влаги в широком диапазоне температур.

Еще одно необычное применение состава – в качестве садового вара. Им смазывают свежие срезы деревьев и кустарников, предотвращая их заболевания и повреждения.

Многие слышали о применении солидола для лечения различных заболеваний людей. Однако следует учитывать, что для этих целей используется не тот состав, которым смазывают различные механизмы.

Медицинский солидол имеет почти такой же состав и готовится по похожим технологиям из натуральных жирных кислот, но, в отличие от обычной смазки, затем он подвергается тщательной очистке. Очищенный солидол и используется для заживления ран, язв, нарывов, лечения псориаза.

В настоящее время промышленность выпускает огромное количество пластичных смазок различного состава, назначения, областей применений. По эксплуатационным свойствам и характеристикам они намного превосходят Солидол. Однако благодаря минимальной стоимости и своей универсальности эта легендарная смазка до сих пор востребована и выпускается многочисленными производителями в огромных количествах.

Источник: https://mirsmazok.ru/plastichnye-smazki/chto-takoe-solidol/

Чем отличается литол от солидола? — DRIVE2

Солидол другое название

Со времен расцвета промышленности СССР существуют два самых распространённых смазочных материала — литол и солидол.

Оба вещества изготавливаются на основе нефтяных масел, но имеют ряд различий в составе и эксплуатационных возможностях (рабочая температура, влажность рабочей зоны).

Говоря о различиях литолов и солидолов, необходимо помнить о том, что существует несколько модификаций данных смазочных материалов.
Классификация литолов

Литол – смазка, устойчивая к воздействию воды, в основе которой лежит масла нефти. Загущение масла проводится мылом лития стеориновой кислоты. Данный загуститель придает литолу высокий температурный порог использования и вязкость. Имеет цвет от светло бежевого до шоколадного. Линейка выпуска литола предусматривает четыре основные ветви материала. Среди них:

ЦИАТИМ-201ЦИАТИМ-202ЦИАТИМ-203

Литол-24

ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202 назначены к применению в узлах с умеренной нагруженностью, где отсутствуют усиленные сдвиги материала защищаемого оборудования.

Используются эти ЦИАТИМы в электротехнике, радиотехнике и других приборах, имеющих высокую точность. Данные марки обладают высочайшей морозостойкостью. Температурные рамки применения литолов этих типов широкие и колеблются от -50 °С до +100 °С.

Марка ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202, в связи со схожестью свойств, могут быть заменены друг другом.

ЦИАТИМ-203 в отличие от двух предыдущих литолов, изготавливается из трансформаторного масла, загущение которого также проводится литиевым мылом. В этот литол вводится ряд присадок, направленных на придание дополнительных свойств.

Благодаря присадкам расширяется область применения в силовых узлах тяжелой техники, редукторных передачах, нагруженных подшипниках и зубчатках. Резко отличается от двух предыдущих марок водоотталкивающими свойствами, превосходя ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202.

Защита от износа деталей механизма также улучшена.

Литол-24 вмещает в себя все свойства ЦИАТИМов. Кроме того имеет присадки, предотвращающие окисление деталей. Температура использования до 130 °С позволяет защищать узлы с интенсивным трением во всевозможных подшипниках.

Масляная основа литола практически не испаряется (не более 5% при максимальной эксплуатационной температуре) – это добавляет долговечности узла, в который был внесен смазочный материал.

Классификация солидолов

Солидол, как литолы имеет в своей основе нефтяные масла, но загустителем в этом материале выступает кальциевые мыла на основе высших кислот. Температура функциональной пригодности солидола ограничивается -30 °С… +75 °С. В зависимости от кислот, применяемых для загущения, выделяют два типа солидолов:

Солидолы жировые
Солидолы синтетические

В жирных солидолах применяются жирные кислоты природного происхождения. Солидолы синтетические имеют в составе синтетические кислоты. Они дешевле жировых аналогов и примерно сравнимы по качеству. Выпускаются две основные марки синтетических солидолов УС-1 и УС-2. При эксплуатации разрешается смешивать разные виды солидолов, что не нарушит свойств общей смеси.

Плюсом солидола считается то, что в процессе эксплуатации не происходит его вымывания из мест заложения.

Из-за высочайшей жирности и невысокой рабочей температуры солидолы применяют в узлах и механизмах, работающих во влажных условиях на ненагреваемых участках (тихоходные редукторы, агротехника).

К отрицательным свойствам данного смазочного материала относят низкая механическая стабильность и вязкость, обратнопропорциональная температуре, а предел прочности менее 600 Па.
Сравнение солидола и литола

Из вышеперечисленных характеристик обоих смазочных материалов можно составить сравнительную характеристику.

Оба материала были созданы в 70-х годах еще прошлого века, а потому морально устарели и не соответствуют требованиям современного машиностроения на все сто, особенно это касается солидола.

Бережные автовладельцы и механики, не экономящие на техническом обслуживании авто, выбирают современные аналоги с улучшенными характеристиками.

Если же все-таки стоит вопрос выбора между солидолом и литолом, то предпочтение стоит отдавать литолу-24 или ЦИАТИМу-203, особенно в ответственных и труднодоступных узлах.

При смазывании крутящих деталей также лучше выбирать смазки семейства литола. Благодаря густоте уменьшается вибрация, а соответственно и шум при работе.

Но стоит понимать, что речь идет не о куллерах системных блоков персональных компьютеров и вентиляторов вытяжек, а о тяжелых машинах, промышленных агрегатах и автомобилях.

Ведь мелкие детали (стрелки спидометра, механизм дверного замка), попав в отрицательную температуру, будут схвачены литолом как пластилином и точно не смогут выполнять своих функций.

Высокая влажность также не является прямым указанием к использованию солидола. Нужно учитывать все характеристики рабочей среды.

Ведь при повышении температуры выше 750С солидол переходит в жидкую фракцию и вытекает. Но солидол предпочтителен в легкоразъедаемой среде.

Литол в таких условиях способен испортить резиновые детали, заставив их разбухнуть, ПВХ разъедается до дыр, на низкокачественном пластике остаются следы.

Сравним цены на оба варианта смазочных материалов. В среднем по стране цена одного килограмма солидола колеблется в районе 100 рублей. Тогда как один килограмм литола обойдётся в два раза дороже — порядка 200 рублей за килограмм. Цены взяты из расчета розничной покупки через интернет магазины.

По стоимости мы видим, что с одной стороны солидол в два раза дешевле, но во — первых солидол не сможет выполнять тех функций литола, даже если будет бесплатным, а во вторых жадный платит дважды и покупка новой детали обойдется во много раз дороже. А значит стоит придерживаться строгого списка того, к чему применим тот или иной смазочный материал и Вам не придется ни переплачивать ни раскаиваться в собственной непредусмотрительности.

В завершении хотелось бы подытожить все пункты по которым различаются масляные смазки солидол и литол:

Разная рабочая температура. -30 °С… +75 °С у солидола против -60 °С… +130°С у литолов (показаны минимальные и максимальные рабочие температуры всех марок обоих материалов)
Вязкость смазочного материала.

Литол при понижении температуры ниже 50°С приобретает сильную вязкость, что является как положительной, так и отрицательной стороной смазки.
Вымываемость из рабочего узла. Солидол ввиду жирности, которая выше чем у литола, меньше подвержен вымыванию из рабочей детали.
Агрессивность материала.

Литол из-за присутствия многих присадок является агрессивной средой для многих материалов (пластик, ПВХ, резина). Солидол неагрессивен и не наносит повреждений изделиям из вышеперечисленных материалов.
Антикоррозионность материала.

Благодаря все тем же присадкам литол защищает металлические (кроме алюминия) детали от коррозии и окисления кислородом воздуха и воды. Солидол в это время не может похвастаться таким свойством.
Агрессивность литола к алюминию, особенно в присутствии воды, не даёт возможности применять его с этим металлом.

Стоимость покупки смазки. Солидол в два раза, а при оптовых поставках в три раза превосходит оппонента в цене.
Срок хранения. При хранении в тарах от производителя смазка долгие годы остается в пригодном для использования состоянии.

Многие находят у себя банки семидесятых годов производства с солидолом и литола нормальном виде. И если ключевые узлы автомобиля они уже не защитят, до дачные ворота смажут добросовестно.
Доступность. И солидол и литол можно найти в любых хозяйственных магазинах, интернет ресурсах и специализированных рынках.

Источник: https://www.drive2.ru/b/547952615892189522/

ПомощьКоже