Пятно как средство выражения ритм пятен

Урок изобразительного искусства по теме

Пятно как средство выражения ритм пятен

Класс: 6

Цель:

  • освоить приемы построения декоративной композиции в графике с применением ахроматических цветов.

Задачи:

  • формирование взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
  • учить анализировать произведения художников, проявляя самостоятельность мышления; творчески включаться в индивидуальную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся;
  • учить ритмической организации в декоративной композиции, применяя стилизацию средствами художественной выразительности рисунка (линия, пятно, тон).

Задание:

декоративная композиция с изображением морских камешков или ракушек.

Материалы для учащихся:

  1. гуашь,
  2. кисти,
  3. бумага,
  4. палитра.

Зрительный ряд:

  1. В.Серов «Похищение Европы»;
  2. Н.Рерих «Заморские гости»;
  3. примеры передачи движения;
  4. К.Коровин «Зимой».
  5. Иллюстрация «Примеры стилизации»;
  6. тональная шкала;
  7. натуральные морские ракушки и камушки,
  8. иллюстрации ракушек.

Раздаточный материал:

графические изображения ракушек.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Композиция.

Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. Это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Порой словом «композиция» называют картину как таковую – единое целое, т.е. рисунок, цвет, сюжет объединяются, в таком случае не важно к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция».

В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится, оценивается произведение искусства.

Ритм

во всех видах искусства – одно из важнейших средств выразительности композиции.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Ритм в графике может быть задан линиями, пятнами света и тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. С помощью ритма можно передать движение на плоскости.

Ощущение движения можно создать:

  • если на рисунке использовать одну или несколько диагональных линий;
  • свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашая нас двигаться вместе с ним. (Рисунок 1, рисунок 2).

Ощущение покоя можно создать:

  • если не использовать диагональные направления;
  • если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
  • если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
  • если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник). (Рисунок 3).

В V классе вы работали над темой «Декоративно-прикладное искусство». Декор – украшение. И в декоративной композиции художник выделяет главное и типичное, отказывается от второстепенных деталей и в то же время старается приукрасить свою идею.

Существует два способа организации композиции:

  1. сосредоточение внимания на отдельном предмете, окружающая среда подчиняется центру композиции и работает на него;
  2. видение в целом без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.

В процессе работы мы применим стилизацию.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. (Рисунок 4).

Однако упростись форму, вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив мало значащие детали. Постараться максимально выразить, здесь достоверность не является главной задачей.

Очень важным моментом в произведениях графического искусства является соотношение черных и белых пятен, их размер и ритм. Все эти вопросы решает композиция.

Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга.

Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки.

Для того чтобы декоративная композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. В нашей декоративной композиции центром будет являться изображение ракушки или морского камушка.

Благодаря причудливости форм ракушек они очень хороши для создания декоративных композиций. Здесь даже нет необходимости искать какой-либо свой декоративный ход – достаточно лишь разглядеть те эффекты, которыми наградила эти предметы природа.

Морские и речные камешки имеют прожилки, вкрапления и очень свободную, обтекаемую, практически не повторяющуюся друг в друге форму – это и нужно взять на вооружение рисующему.

Демонстрируются морские камешки

.

Ракушки имеют еще более богатую форму и рисунок, которые можно лишь переносить на бумагу языком графики: пятно, линия, точка, тон.

Демонстрируются морские ракушки, иллюстрации ракушек.

(Рисунок 5). Демонстрируется раздаточный материал «Декоративное изображение морских ракушек». (Рисунок 6).

Демонстрируется применение декора в стилизованном изображении камешков и ракушек.

(Рисунок 7).

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрим изображения, обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений. (Рисунок 8).

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, т.к. находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, снег или вода. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем. (Рисунок 9).

Наша декоративная композиция будет выполняться гуашью и кистью, ахроматическими цветами: белый, черный и несколько тонов серого цвета.

3. Демонстрация этапов работы над декоративной композицией.

  • Работа выполняется на листе, который содержит три маленьких квадрата (5Х5) для упражнений и большой квадрат (15Х15) для творческого задания.
  • Идет совместная работа учитель-ученик над упражнениями.
  • Затем учитель демонстрирует основные моменты работы над композицией.

Демонстрация тональной шкалы.

(Рисунок 10).

Работа с палитрой начинается с белого цвета с постепенным добавлением черного. Возьмем три тона серого: светло-серый, темно-серый и средний.

В своей декоративной композиции старайтесь чистые белый и черный цвета брать совсем немного, обращая больше внимания на нюансы серого цвета. В работе акцент сделать на пятно, пластику линий. Нанесение декора следует ограничить.

Работа, выполненная в данной технике, выглядит лаконичной и упрошенно-стилизованной.

4. Демонстрация примера итоговой работы.

(Рисунок 11).

5. Практическая работа учащихся.

6.Подведение итогов урока. (Рисунок 12, рисунок 13).

Список литературы:

[1]. Н.М. Сокольникова «Основы композиции», «Основы рисунка». Обнинск. Издательство «Титул». 1996. [2]. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005.

12.02.2007

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414121/

Презентация по Изобразительному искусству 6 кл.

Пятно как средство выражения ритм пятен

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по Изобразительному искусству 6 кл. “Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд 2 слайдОписание слайда:

Соберите слово из данных букв З О Ц К Я И П И М О

3 слайд 4 слайдОписание слайда:

Пятно – гармонии предтеча. Как выразительно оно, Допустим, в области предплечья Или пониже – всё одно! Чуть оттеняя симметрию, Ложится правильно лишь там, Где сказка может статься былью И превратиться в некий шарм. Преподнести равнину гаммы, Оттенков цвета или форм, Оно стремится неустанно Всегда под собственным углом.

5 слайдОписание слайда:

ПЯТНО – основное средство изображения на плоскости КОМПОЗИЦИЯ – (в переводе с латинского) означает составление, соединение частей в одно целое

6 слайдОписание слайда:

Композиция из одинаковых пятен

7 слайдОписание слайда:

Художники пользуются многими способами выразительности, например:

8 слайдОписание слайда:

Контраст – это полярное противопоставление.

9 слайдОписание слайда:

Точка. Линия. Пятно. Одним из основных средств выражения художественного образа является форма. Как считал Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует Тело тело.

10 слайдОписание слайда:

Точка и линия

11 слайдОписание слайда:

Формы пятен Существует много форм пятен, но все они могут быть отнесены к четырем основным простейшим формам – квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».

12 слайдОписание слайда:

Законченная, устойчивая форма, готовая выражать законченные образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение. Форма пятна «Квадрат»

13 слайдОписание слайда:

Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. Форма пятна «Треугольник»

14 слайдОписание слайда:

Круг. В этой форме более, чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются с формой круга или его производными. Форма пятна «Круг»

15 слайдОписание слайда:

«Амеба». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм – вот их диапазон Форма пятна «Амеба»

16 слайдОписание слайда:

Если вы можете нарисовать круг, квадрат и треугольник, вы сможете нарисовать всё

17 слайдОписание слайда:

Стилизация. Трансформация

18 слайдОписание слайда:

Климт Г. «Поцелуй»

19 слайдОписание слайда:

К.Малевич «Сенокос»

20 слайдОписание слайда:

Нахождение образа. Картины пятнами

21 слайдОписание слайда:

Необычные картины из кофейных пятен от чашки

22 слайдОписание слайда:

Образы животных

23 слайдОписание слайда:

Образы…?

24 слайдОписание слайда:

Образ природы

25 слайдОписание слайда:

Образ …?

26 слайдОписание слайда:

Образ …?

27 слайдОписание слайда:

Работа гуашью на мокром листе

28 слайдОписание слайда:

Работа акварелью на мокром листе с дорисовкой

29 слайдОписание слайда:

Практическая работа марганцем на мокром листе

30 слайдОписание слайда:

Физкультминутка Кто любит природу? Потопайте Кто любит животных? Похлопайте Кто любит цветы? Помашите Кто любит рисовать? ПРИНИМАЙТЕСЬ ЗА РАБОТУ!

31 слайдОписание слайда:

– Что нового сегодня узнали? Домашнее задание: Сделайте   углем  эскиз  рисунка,  передающего  выразительность  пейзажа  в  тумане. 

32 слайд

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-izobrazitelnomu-iskusstvu-kl-pyatno-kak-sredstvo-virazheniya-kompoziciya-kak-ritm-pyaten-1243455.html

« Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен» – 6 класс Презентация

Пятно как средство выражения ритм пятен

                   Урок по курсу «Изобразительное искусство»

Тема урока: « Пятно как средство выражения. Композиция  как  ритм  пятен»  – 6 класс

Цели: дать понятие пятна, силуэта, тона и тональных отношений в изобразительном искусстве; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, развивать приёмы работы с красками; воспитывать интерес к предмету и изобразительной деятельности.

Задачи :

-создать эмоциональный настрой.

– подвести  учащихся к теме урока, путём рассуждения (над вопросом) сделать соответствующие выводы.

                                                      Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Приветствие учащихся.
  3. Проверка к готовности к уроку. Смачивание красок.

Слайд 1

Большое чёрное пятно Вдруг расползлось и всё закрыло. Остыло солнце, дождь пошёл, И радость обо мне забыла.

Слайд 2.

Учитель: Вдохновение, трепет сердца художника оставляют след в каждом штрихе карандаша, мазке кисти, движении резца . Сегодня узнаете о роли пятна в изображении и его выразительных возможностях при решении композиционных задач.    

Слайд 3.     Трудно переоценить и значение пятен, контрастов и ритма в картине и рисунке. Об этом хорошо рассказывает выдающийся график и теоретик искусства Е. А. Кибрик: «Выразительность, то есть воздействующая сила композиции, зависит, главным образом, от умения пользоваться контрастами.

… Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды, его окружающей. И чем контрастнее, противоречивее их соотношения, тем ярче впечатление от предмета. Сочетание выразительных контрастов не случайно, не хаотично в композиции, а закономерно.

Эта закономерность выражается через ритм…

  1. Изучение нового материала

Слайд 4.    1.   Словарная работа

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета 

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все её части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением, линейной перспективой.

Слайд 5. Ритм – это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое».

Ритм, ритмичность в изобразительном искусстве – чередование линий, фигур, цветовых пятен, объёмов.

Ритмы различают:

  • по содержанию: колористический (цветовой), композиционный и др.;
  • по направленности движения: вертикальный, волнообразный и др.;
  • по характеру чередования: единый, мерный, повторяющийся, размеренный, своеобразный, сложный, стройный, чёткий;
  • по образности художественного языка: выразительный, гибкий, динамичный, замедленный, мажорный, музыкальный, навязчивый, напряжённый, неторопливый, плавный, радостный, резкий, спокойный, стремительный, тревожный и др.;

Слайд 6. Контраст (от франц. Слова contraste) в изобразительном искусстве – художественное средство, противопоставление предметов по противоположным качествам.

Контрасты различают:

  • по содержанию: красочный, живописный, тоновой, цветовой; светлотный, световой, светотеневой; смысловой; фактурный;
  • по выразительности: красноречивый, мягкий, напряжённый, резкий, сильный, щемящий, эффектный … контраст.

Контрасты каких-либо предметов, явлений, качеств; освещения, светотени, теней, фигур, фона; чёрного и белого.

Слайд 7. 2.  Сообщение. Точка. Линия. Пятно. Одним из основных средств выражения художественного образа является форма. Как считал Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело.

Слайд 8. Точка, линия, пятно – все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти.

Существует и чисто физическое восприятие формы человеком. Рядом с огромным, активным пятном на стене мы начинаем ощущать дискомфорт.

Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживаний с художником, создателем формы.

Слайд 9. Существует много форм пятен, но все они могут быть отнесены к четырем основным простейшим формам – квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».

Слайд 10. Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать законченные образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение.

Форма пятна «Квадрат»

Слайд 11. Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы.

Форма пятна «Треугольник»

Слайд 12. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – сверхнеустойчива. В этой форме выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.

Форма пятна «Перевернутый треугольник»

Слайд 13.Круг. В этой форме более, чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются с формой круга или его производными.

Форма пятна «Круг»

Слайд 14. «Амеба». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм – вот их диапазон.

Форма пятна «Амеба»

Слайд 15. Линиям тоже свойственно выражение образа. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм, угловатые ломаные линии напоминают треугольник.

В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая невесомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы. Одна линия – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие.

Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда.

Слайд 16. Точка – тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.

Линии и точка

Совокупность тех или иных  форм обогащает художественный образ. Дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, усложняет ассоциативный строй. Но нельзя сказать, что использование более простых форм и меньшего их количества приводит к созданию менее значимых произведений.

Слайд 17. Стилизация. Трансформация. Необходимо подчеркнуть, что именно выразительность формы является тем основополагающим фундаментом, на котором будет держаться все здание художественного образа.

Ощутив воздействие форм на зрителя, художник в своем творчестве обычно активно использует такие приемы, как стилизация и трансформация.

Они позволяют через реально существующие, узнаваемые предметы и их формы передать тот или иной образ.

Слайд 18.

Слайд 19. Но почувствовать образ и создать форму, выражающую его, еще недостаточно. Важно учесть, как она будет работать на зрителя. Оказывается, каждая форма, как целая, так и ее детали, воспринимается нами по-разному. Более простая по силуэту прочитывается быстрее, сложная – дольше, но глубина созданного образа от этого не зависит.

Климт Г. Поцелуй

Слайд 20. Так, легче узнается силуэт руки с растопыренными пальцами, нежели с прижатыми друг к другу. Хотя форма пятна во втором случае более простая, но, оказывается, менее выразительная.

Выразительность формы зависит от найденного силуэта. Работа над силуэтом, выраженным пятном, линией или контуром, – один из важнейших этапов в создании произведения.

В процессе работы над силуэтом становится ясно, что для решения данного образа случайно и что типично, характерно.

Врубель М. Жемчужина

Силуэт может быть решен темным пятном на светлом фоне или, наоборот, светлым на темном. Контраст для прочтения формы обязателен. Он может быть выражен в тоне, цвете, фактуре, выявлен освещением. Но читаемость и значимость их будет неодинакова.

Так, на темном фоне белый силуэт активнее действует на зрителя, получается более запоминаемым. В отличие от силуэта, решенного темным пятном, белый или светлый силуэт должен быть более обобщающим, с меньшим количеством деталей.

Поэтому найденное черное пятно, возможно, потребует их корректировки, если для создания определенного образа будет необходимо изменить тональность.

Физкультминутка

Упражнение для укрепления позвоночника.

  1. Исходное положение – основная стойка, ноги врозь.
  2. Наклоните туловище вперёд, руки скрестите под грудью, а затем рывком отведите их в стороны (проделайте 10 раз).
  1. Закрепление изученного  материала

1. Самостоятельная работа

– Нарисовать с помощью пятна  любой рисунок      Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов рисования; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объёма и качества выполненных рисунков.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

– Что сегодня с вами узнали на уроке?

  1. Домашнее задание. Послушайте отрывок

«Графических  материалов  много.  Это  может  быть  простой  карандаш,  уголь,  сангина,  соус,  пастель  и  др.

  И  каждый  из  них  имеет  свои  особенности,  каждый    по-своему  может  выразить  художественные  особенности  изображаемых  предметов», –  прочитал  я  в  учебнике  по  рисунку.  Только  лишь простой  карандаш,  которым  работаю  на  каждом  уроке.

  Скучно.  И  вдруг я  вспомнил,  что  вчера  мы  с  папой  жгли  сухие  листья  и  среди  них  попадались  веточки  нашей  старой  березы. 

   Покопавшись  в  кострище,  я  нашел  несколько  угольков.  А  вот  и  белая  стена  папиного  гаража.  Какая  же  яркая  получается  линия!  Жаль,  что  стереть  её  трудно.  На  этом  месте  остаются  серые  пятна.  И  тут  я  понял,  что  углем  можно  не  только  линии  проводить,  но  и  растертые  изображения  могут  быть  частью  рисунка.

      Самым  древним  графическим  материалом  является  уголь.  С  его  помощью  выполняются  очень  эмоциональные  рисунки,  так  как  он  позволяет  проводить  и  тонкие  линии,  и  с  нажимом,  дает  возможность  передачи  тональных  отношений  через  пятно,  при  этом  работы  получаются  «бархатистыми».

  • -Задание на дом: Сделайте   углем  эскиз  рисунка,  передающего  выразительность  пейзажа  в  тумане.
  • Найдите  необычный  способ  работы  углем  для  передачи  эмоционального   содержания  работы.   Оцените  возможности  угля  как  графического  материала  для  выполнения  рисунка  пейзажа.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/piatno-kak-sriedstvo-vyrazhieniia-kompozitsiia-kak-ritm-piatien-6-klass-priezientatsiia

Поурочные разработки. Изо. 6 класс. Урок 4. Пятно как средство выражения. Ритм пятен

Пятно как средство выражения ритм пятен

Цели: познакомить учащихся с понятием «пятно», его ролью в изображении, рассказать о его выразительных возможностях; познакомить учеников с понятиями «силуэт», «тон»; рассказать о тональных отношениях в изобразительном искусстве, гамме, контрасте.
репродукции картин художников (В.И. Суриков «Боярыня Морозова», В.М. Васнецов «Аленушка»); бумага, гуашь, кисть.

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

1. Теоретические сведения о композиции

С содержанием произведения неразрывно связана его композиция, именно она служит средством выражения замысла художника. Работа каждого художника начинается с замысла. Сначала он ищет подходящую форму, делает различные наброски. Все это порой длится не один год.

На сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с некоторыми новыми понятиями. Композиционный центр служит главным элементом композиции, организовывает все ее части, выполняет роль смыслового центра картины, рисунка.

Его выделяют с помощью различных выразительных средств – размера, освещения, линейной перспективы, цвета, местоположения.

2. Пятно, ритм пятен

Значение пятен, ритма, контрастов в картине трудно переоценить. Пятно является основным средством изображения на плоскости. Задача художника состоит в том, чтобы раскрыть свой замысел при помощи пятен. Пятна могут быть разными: большими и маленькими, округлыми и вытянутыми.

В рисунке они будто перетекают из одного в другое, создавая цельное изображение. Ритм – это главное, организующее и эстетическое начало композиции. Ритм – это чередование линий, фигур, объемов, цветовых пятен в произведении искусства.

Он бывает: цветовой (колористический); композиционный; вертикальный, волнообразный; единый, мерный, сложный, четкий; выразительный, гибкий, динамичный, мажорный.

3. Картина В.М. Васнецова «Аленушка»

Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Аленушка». Как в этой картине воспринимается ритм? (Природа и состояние главной героини картины гармоничны, присутствует ритмическая выразительность, детали повторяются.

)
Вот как сам художник говорил о своей картине: «Как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение.

Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность выступать в лад с человеком. Подобные ощущения

В. Васнецов «Аленушка»

в большой степени были присущи самому художнику, потому то так органично согласуются в «Аленушке» состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

4. Контраст в изобразительном искусстве

Выразительность – это воздействующая сила композиции, она по большей части зависит от контраста. Ведь человек в первую очередь воспринимает предмет по контрасту его силуэта и окружающей среды. Чем более контрастен рисунок, противоречивые соотношение цветов, тем выразительнее и ярче он нам кажется.

Главным средством художественной выразительности считается контраст. Контраст в тематических картинах выражается не только в сопоставлении различных приемов и расположении цветовых пятен, но и в противопоставлении психологических и индивидуальных характеристик. В картинах И.Е.

Репина и В.И. Сурикова трудно найти хотя бы две одинаковые детали. Все произведения построены на контрасте. Особенно примечательна картина Сурикова «Боярыня Морозова».

Толпа на картине изображена покорной, боярыня, напротив, смотрит прямо и сурово, все ее существо выражает противостояние.

Леонардо да Винчи писал: «Я говорю также, что в исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, то есть безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым, и так следует разнообразить, насколько это только возможно, и как можно ближе одно от другого. Как правило, при обычных исторических композициях делай старцев лишь кое-где и отдельно от молодых. Ведь старцы – редки, и их привычки не соответствуют привычкам молодежи, а там, где нет соответствия в привычках, там не завязывается и дружба, а нет дружбы, там возникает разделение. Там же, где в исторической композиции должны обнаружиться серьезность и совещание, там делай мало молодых, так как они охотно избегают совещаний и других благородных вещей».

5. Контур, силуэт, тон

Важнейшим средством художественного выражения является контур – линия, которая очерчивает форму предмета. Контур бывает: перовой (по технике); замкнутый, условный, четкий, изломанный (по форме); черный, белый (по цвету); жесткий, легкий, резкий, спокойный (по образности художественного языка).

Силуэт – это форма фигуры или предмета, которая представлена в виде единой массы, как плоское пятно на более светлом или темном фоне. Видимая форма предмета обусловлена освещенностью, которая является необходимым фактором для воспроизведения его в рисунке.

Выдержать рисунок в тоне – это значит правильно определить световые отношения поверхностей в работе. Один и тот же цвет при разном освещении выглядит иначе – темнее или светлее.

Тональные отношения, как правило, довольно изменчивы. Если мы их осознаем, то сможем понять технику живописи.

Многие великие художники используют тон в своих произведениях для выявления главной темы своей картины.

III. Творческое задание

При помощи красок выполните рисунок, на котором будут изображены различные состояние природы (на выбор): дождь, тучи, буря, гроза, яркое солнце.

Работу рекомендуется выполнять гуашью – черной и белой. Композиция должна состоять главным образом из пятен. Для этого следует использовать как крупные, так и маленькие кисти.

Постарайтесь в своем рисунке наиболее точно выразить состояние природы.

IV. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)– Давайте вспомним, для чего служит композиционный центр. При помощи каких выразительных средств его выделяют?– Что такое пятно?– Какую роль в композиции играет ритм?

– Что такое контраст? Назовите примеры картин, построенных на контрастах.

Категория:

6 класс · Изо · Поурочные разработки

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

Источник: https://znayka.pw/pourochnye-razrabotki/izo/6-klass-izo/pourochnye-razrabotki-izo-6-klass-urok-4-pyatno-kak-sredstvo-vyrazheniya-ritm-pyaten/

ПомощьКоже