Цвет солидола

Солидол – что это такое? Классификация, преимущества, характеристики, применение

Цвет солидола

С момента своего появления до конца XX века густая смазка Солидол была необычайно популярной. Она применялась для большинства узлов промышленного оборудования, сельскохозяйственной и автомобильной техники.

Объем производства технического солидола в разные годы составлял от 30 до 70 % от общего количества всех выпускаемых пластичных смазок.

Неудивительно, что такое название стало именем нарицательным – солидолом называли (да и сейчас иногда называют) любую пластичную смазку.

В этой статье мы познакомимся с легендарной смазкой поближе и узнаем, из чего делают солидол, каких он бывает видов, его преимущества и недостатки, где и как он применяется.

Название “солидол” произошло от латинских слов solidus, т.е. твердый, плотный и oleum, т.е. масло. Еще одно, устаревшее название солидола – “тавот”.

Базовые индустриальные жидкости, входящие в состав солидола, представляют собой нефтяные масла, т.е. нефтяные фракции, отобранные после получения бензина. В эти масла добавляется загуститель на кальциевых или натриевых мылах.

В зависимости от используемого сырья она может иметь цвета от светло-желтого до темно-коричневого.

Таким образом, солидол это пластичная антифрикционная смазка общего назначения.

Главные функции технического солидола – снижение трения и предотвращение интенсивного износа трущихся деталей.

По происхождению и способу изготовления солидолы делят на:

  • Жировые – в качестве загустителей в них используются жирные кислоты масел растительного происхождения
  • Синтетические – при их производстве применяются синтетические жирные кислоты

Первые (Солидол-Ж) имеют чуть более высокие показатели и считаются более качественными. В то же время искусственный синтетический солидол (Солидол-С) имеет превосходство по некоторым показателям и значительно дешевле, поэтому также широко применяется для обслуживания промышленной техники.

По способу применения и консистенции солидолы делят на обычные и пресс-солидолы. Последние характеризуются более низкой вязкостью и применяются для закачивания в узлы через пресс-масленки или с помощью централизованных смазочных систем.

Известно, что солидол имеет не очень высокую несущую способность. Для получения более высоких свойств в смазку стали добавлять графит.

Одним из самых популярных таких материалов является солидол с графитом – смазка серебристого цвета УСсА. За счет добавления в ее состав 10 % графитного порошка грубого помола она имеет повышенные противозадирные свойства и обладает токопроводностью.

Было замечено, что солидол, изначально задуманный как антифрикционная смазка, оказывает лечебное воздействие на организм человека при некоторых заболеваниях. Его стали применять не только в технических, но и в медицинских целях. Так появилось деление на технические и медицинские солидолы, которые при изготовлении проходят процедуру дополнительной тщательной очистки.

В качестве основных технических характеристик солидола, как и для любой пластичной смазки обычно приводится интервал рабочих температур, стойкость к различным средам, а также ряд дополнительных параметров и свойств.

Верхний порог рабочих температур не превышает +65…+70 °С, а нижний составляет около -25 градусов. Однако полного замерзания эта температура не обеспечивает. В нагруженных узлах мощных механизмов этот материал может работать и при -50 °С.

Примечательно, что при плавлении и последующем застывании смазка теряет многие свои рабочие характеристики и к дальнейшему применению непригодна.

Одним из самых важных показателей для солидола является его высокая стойкость к воде и влаге.

Вода является одним из компонентов смазки и выполняет в ней роль стабилизатора. Солидол практически не растворяется в холодной воде, а при контакте с ней покрывается белесоватым налетом от взаимодействия с кальциевыми солями. воды в солидоле не превышает 3 %.

Солидолы имеют высокую коллоидную стабильность и практически не выделяют масло. Синтетические солидолы в этом отношении более стабильны, что позволяет их хранить в течение длительного времени (до 5 лет и более).

  • Основное преимущество технического солидола перед другими смазками заключается в прекрасном соотношении цена-качество
  • Он обладает характеристиками, достаточными для обслуживания большинства узлов, работающих как в нормальных условиях, так и под воздействием повышенных нагрузок, воды, влаги и пыли
  • Солидол не относится к токсичным веществам
  • Смазка может работать в условиях воздействия пыли, дождя, снега, на солнце, обладает высокими защитными антикоррозионными характеристиками. Это позволяет использовать солидол в качестве не только антифрикционных, но и консервационных составов

Солидол и литол – самые распространенные и известные пластичные смазки на территории России. Однако далеко не все знают, чем эти смазки отличаются друг от друга и в каком случае можно и нужно применять солидол, а в каком – не стоит.

Чтобы расставить точки над “i” в этом вопросе и понять, что литол не является заменителем (аналогом) солидола во всех случаях, рассмотрим основные отличия литола и солидола.

В качестве загустителя в литоле используются литиевые мыла, а в солидоле – кальциевые или натриевые. Загуститель, как известно определяет набор основных физических свойств смазок.

Верхняя граница рабочих температур литиевых смазок составляет около +130 °С, в то время как у кальциевого солидола она всего лишь около +70 °С.

Солидол более водостоек по сравнению с литолами, он не вымывается из узлов, поэтому может использоваться в условиях постоянного воздействия влаги.

Для некоторых конструкционных материалов литол в присутствии влаги является агрессивным, в то время как солидол более инертен и не повреждает детали, например, из алюминия и его сплавов.

По стоимости солидол выигрывает у литола – он в 2 и более раза дешевле.

Теперь, когда известны основные отличия, вы без труда сможете сделать выбор в пользу того или иного материала при различных применениях.

Область применения солидола определяется теми свойствами, преимуществами и недостатками, которые мы рассмотрели выше. Солидолом не рекомендуется смазывать узлы и механизмы, которые подвергаются воздействию высоких температур. Однако он отлично работает в условиях влаги.

Солидол применяется при обслуживании автомобилей для смазывания ненагруженных и слабонагруженных узлов трения скольжения – петель и замков дверей, защелок, замков багажника и капота, механизмов фиксации, узлов стеклоподъемников, втулок педалей, салазок сидений, рычагов (например, ручного тормоза).

В отечественных автомобилях ранних модификаций, например, на ГАЗ-21, ГАЗ-24 необходимо было часто смазывать шарниры передней подвески. Обслуживание производилось путем шприцевания солидолом.

На современных автомобилях солидол практически не применяется, так как он несовместим с пластмассовыми и резиновыми материалам, которые широко применяются в узлах транспортных средств.

Солидол эффективен в качестве смазки многих механических и электроинструментов. Следует только помнить о невысоком пороге верхних рабочих температур и не использовать состав в высокооборотистых механизмах, которые могут сильно нагреваться.

Так, не рекомендуется закладывать смазку в редуктор болгарки или дрели. В то же время для смазывания ручного механического инструмента и тихоходных приводов, например, лебедок, талей, тисков солидол вполне подойдет.

В промышленности солидол нашел широкое применение в различных узлах оборудования. Он используется на только как смазка, но и в качестве консервационного состава.

Смазка применяется для смазывания петель ворот, замков, различных механизмов, находящихся под открытым небом.

Ленточные транспортеры, конвейерные линии, подъемные механизмы, шарниры, штоки гидравлических систем, опорные поверхности поворотных устройств, шестерни и тихоходные подшипники больших диаметров, мощные цепные передачи, узлы, оборудованные пресс-масленками в большинстве своем до сих пор обслуживаются с помощью доступного, эффективного и дешевого солидола.

Этот состав обладает прекрасными консервирующими свойствами и надежно защищает от коррозии металлическое рабочие инструменты, станки и механизмы. Особенно востребован он для защиты при хранении деталей, изготовленных из быстрорежущих сталей.

В дачных условиях солидол также оказывается чрезвычайно полезным. Его используют для смазки садовых механизмов, осей колес садовых тележек, насосов, рабочих инструментов. 

Обработанные этой смазкой детали и инструменты годами и десятилетиями хранятся в условиях воздействия влаги в широком диапазоне температур.

Еще одно необычное применение состава – в качестве садового вара. Им смазывают свежие срезы деревьев и кустарников, предотвращая их заболевания и повреждения.

Многие слышали о применении солидола для лечения различных заболеваний людей. Однако следует учитывать, что для этих целей используется не тот состав, которым смазывают различные механизмы.

Медицинский солидол имеет почти такой же состав и готовится по похожим технологиям из натуральных жирных кислот, но, в отличие от обычной смазки, затем он подвергается тщательной очистке. Очищенный солидол и используется для заживления ран, язв, нарывов, лечения псориаза.

В настоящее время промышленность выпускает огромное количество пластичных смазок различного состава, назначения, областей применений. По эксплуатационным свойствам и характеристикам они намного превосходят Солидол. Однако благодаря минимальной стоимости и своей универсальности эта легендарная смазка до сих пор востребована и выпускается многочисленными производителями в огромных количествах.

Источник: https://mirsmazok.ru/plastichnye-smazki/chto-takoe-solidol/

Чем отличается литол от солидола? — DRIVE2

Цвет солидола

Со времен расцвета промышленности СССР существуют два самых распространённых смазочных материала — литол и солидол.

Оба вещества изготавливаются на основе нефтяных масел, но имеют ряд различий в составе и эксплуатационных возможностях (рабочая температура, влажность рабочей зоны).

Говоря о различиях литолов и солидолов, необходимо помнить о том, что существует несколько модификаций данных смазочных материалов.
Классификация литолов

Литол – смазка, устойчивая к воздействию воды, в основе которой лежит масла нефти. Загущение масла проводится мылом лития стеориновой кислоты. Данный загуститель придает литолу высокий температурный порог использования и вязкость. Имеет цвет от светло бежевого до шоколадного. Линейка выпуска литола предусматривает четыре основные ветви материала. Среди них:

ЦИАТИМ-201ЦИАТИМ-202ЦИАТИМ-203

Литол-24

ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202 назначены к применению в узлах с умеренной нагруженностью, где отсутствуют усиленные сдвиги материала защищаемого оборудования.

Используются эти ЦИАТИМы в электротехнике, радиотехнике и других приборах, имеющих высокую точность. Данные марки обладают высочайшей морозостойкостью. Температурные рамки применения литолов этих типов широкие и колеблются от -50 °С до +100 °С.

Марка ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202, в связи со схожестью свойств, могут быть заменены друг другом.

ЦИАТИМ-203 в отличие от двух предыдущих литолов, изготавливается из трансформаторного масла, загущение которого также проводится литиевым мылом. В этот литол вводится ряд присадок, направленных на придание дополнительных свойств.

Благодаря присадкам расширяется область применения в силовых узлах тяжелой техники, редукторных передачах, нагруженных подшипниках и зубчатках. Резко отличается от двух предыдущих марок водоотталкивающими свойствами, превосходя ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202.

Защита от износа деталей механизма также улучшена.

Литол-24 вмещает в себя все свойства ЦИАТИМов. Кроме того имеет присадки, предотвращающие окисление деталей. Температура использования до 130 °С позволяет защищать узлы с интенсивным трением во всевозможных подшипниках.

Масляная основа литола практически не испаряется (не более 5% при максимальной эксплуатационной температуре) – это добавляет долговечности узла, в который был внесен смазочный материал.

Классификация солидолов

Солидол, как литолы имеет в своей основе нефтяные масла, но загустителем в этом материале выступает кальциевые мыла на основе высших кислот. Температура функциональной пригодности солидола ограничивается -30 °С… +75 °С. В зависимости от кислот, применяемых для загущения, выделяют два типа солидолов:

Солидолы жировые
Солидолы синтетические

В жирных солидолах применяются жирные кислоты природного происхождения. Солидолы синтетические имеют в составе синтетические кислоты. Они дешевле жировых аналогов и примерно сравнимы по качеству. Выпускаются две основные марки синтетических солидолов УС-1 и УС-2. При эксплуатации разрешается смешивать разные виды солидолов, что не нарушит свойств общей смеси.

Плюсом солидола считается то, что в процессе эксплуатации не происходит его вымывания из мест заложения.

Из-за высочайшей жирности и невысокой рабочей температуры солидолы применяют в узлах и механизмах, работающих во влажных условиях на ненагреваемых участках (тихоходные редукторы, агротехника).

К отрицательным свойствам данного смазочного материала относят низкая механическая стабильность и вязкость, обратнопропорциональная температуре, а предел прочности менее 600 Па.
Сравнение солидола и литола

Из вышеперечисленных характеристик обоих смазочных материалов можно составить сравнительную характеристику.

Оба материала были созданы в 70-х годах еще прошлого века, а потому морально устарели и не соответствуют требованиям современного машиностроения на все сто, особенно это касается солидола.

Бережные автовладельцы и механики, не экономящие на техническом обслуживании авто, выбирают современные аналоги с улучшенными характеристиками.

Если же все-таки стоит вопрос выбора между солидолом и литолом, то предпочтение стоит отдавать литолу-24 или ЦИАТИМу-203, особенно в ответственных и труднодоступных узлах.

При смазывании крутящих деталей также лучше выбирать смазки семейства литола. Благодаря густоте уменьшается вибрация, а соответственно и шум при работе.

Но стоит понимать, что речь идет не о куллерах системных блоков персональных компьютеров и вентиляторов вытяжек, а о тяжелых машинах, промышленных агрегатах и автомобилях.

Ведь мелкие детали (стрелки спидометра, механизм дверного замка), попав в отрицательную температуру, будут схвачены литолом как пластилином и точно не смогут выполнять своих функций.

Высокая влажность также не является прямым указанием к использованию солидола. Нужно учитывать все характеристики рабочей среды.

Ведь при повышении температуры выше 750С солидол переходит в жидкую фракцию и вытекает. Но солидол предпочтителен в легкоразъедаемой среде.

Литол в таких условиях способен испортить резиновые детали, заставив их разбухнуть, ПВХ разъедается до дыр, на низкокачественном пластике остаются следы.

Сравним цены на оба варианта смазочных материалов. В среднем по стране цена одного килограмма солидола колеблется в районе 100 рублей. Тогда как один килограмм литола обойдётся в два раза дороже — порядка 200 рублей за килограмм. Цены взяты из расчета розничной покупки через интернет магазины.

По стоимости мы видим, что с одной стороны солидол в два раза дешевле, но во — первых солидол не сможет выполнять тех функций литола, даже если будет бесплатным, а во вторых жадный платит дважды и покупка новой детали обойдется во много раз дороже. А значит стоит придерживаться строгого списка того, к чему применим тот или иной смазочный материал и Вам не придется ни переплачивать ни раскаиваться в собственной непредусмотрительности.

В завершении хотелось бы подытожить все пункты по которым различаются масляные смазки солидол и литол:

Разная рабочая температура. -30 °С… +75 °С у солидола против -60 °С… +130°С у литолов (показаны минимальные и максимальные рабочие температуры всех марок обоих материалов)
Вязкость смазочного материала.

Литол при понижении температуры ниже 50°С приобретает сильную вязкость, что является как положительной, так и отрицательной стороной смазки.
Вымываемость из рабочего узла. Солидол ввиду жирности, которая выше чем у литола, меньше подвержен вымыванию из рабочей детали.
Агрессивность материала.

Литол из-за присутствия многих присадок является агрессивной средой для многих материалов (пластик, ПВХ, резина). Солидол неагрессивен и не наносит повреждений изделиям из вышеперечисленных материалов.
Антикоррозионность материала.

Благодаря все тем же присадкам литол защищает металлические (кроме алюминия) детали от коррозии и окисления кислородом воздуха и воды. Солидол в это время не может похвастаться таким свойством.
Агрессивность литола к алюминию, особенно в присутствии воды, не даёт возможности применять его с этим металлом.

Стоимость покупки смазки. Солидол в два раза, а при оптовых поставках в три раза превосходит оппонента в цене.
Срок хранения. При хранении в тарах от производителя смазка долгие годы остается в пригодном для использования состоянии.

Многие находят у себя банки семидесятых годов производства с солидолом и литола нормальном виде. И если ключевые узлы автомобиля они уже не защитят, до дачные ворота смажут добросовестно.
Доступность. И солидол и литол можно найти в любых хозяйственных магазинах, интернет ресурсах и специализированных рынках.

Источник: https://www.drive2.ru/b/547952615892189522/

Солидол жировой: особенности применения и хранения

Цвет солидола

23.05.2018

Название «солидол» фактически является неформальным синонимом любой консистентной смазки. С точки зрения технического стандарта, это не так. ГОСТ 1033-79 дает однозначное описание этого продукта, и его состав отличается от большинства аналогов. Мы поговорим о распространенной разновидности этого вещества, которая называется «Солидол – Ж».

Область применения – смазка общего назначения, без узкой специализации. Состав солидола достаточно сложный: традиционно это целый букет из нефтяных масел (изначально подбираются вязкие составы).

В качестве загустителя (речь идет о консистентной смазке) применяется замыливание кальциевыми жирными кислотами. Причем используются исключительно натуральные компоненты: растительного либо животного происхождения. Устаревшее название солидола – тавот.

Рассмотрим подробнее, из чего делают солидол

Основу составляют самые что ни на есть «нефтяные отбросы». То есть фракции, оставшиеся после возгонки бензина. Раньше это сырье называлось нефтяным маслом.

После механической очистки в эту массу (обычно состоящую из разносортицы, главное – соответствовать ГОСТ), добавляют загуститель. Почему используется именно кальциевое мыло?

Солидол жировой по определению не должен быть текучим. Адгезия у него средняя, поэтому надо как-то удерживать смазку на деталях механизма.

Замыливание кальциевыми кислотами как раз придает составу отменную пластичность при этом, не превращая его в мед.

Чем принципиально отличается литол от солидола? Именно пластичностью.

Солидол буквально продавливается между пальцами, удерживаясь на поверхности. А литол просто размазывается.

Кальциевое мыло хорошо тем, что не приводит к образованию свободных органических кислот. Поэтому технический солидол нейтрален к цветным металлам, что дает возможность использования его в алюминиевых узлах.

Отдельная категория – солидол синтетический. Основа остается прежней: вязкие нефтяные масла. А вот в качестве загустителя, применяются синтетические жирные кислоты. Натуральная смазка обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами, а синтетика просто дешевле.

Солидол жировой: характеристики и применение

  • Смазка сохраняет работоспособность в температурном диапазоне от -25°C до +65°C. Это не слишком высокий показатель, ограничивающий возможности применения.
  • В нагруженных узлах, где при работе присутствует небольшой нагрев, допускается работа при старте механизма на более низких температурах, до -50°C.
  • Температура расплавления: +75°C. Существенным минусом является необратимость процесса. После застывания, смазка не восстанавливается, использовать ее уже нельзя. Поэтому, при нанесении солидола в качестве защитного покрытия, нагрев не применяется.
  • Отлично противостоит природным явлениям: ветер, вода, пыль, солнце. Это свойство используется при консервации (в том числе открытым способом) металлических не окрашенных узлов техники. Кроме того, солидол отлично защищает от коррозии.
  • Садоводы мажут им свежие спилы деревьев;
  • Практически не вымывается водой, даже если узел погружен в нее полностью. Такое качество незаменимо при работе тяжелой техники на бездорожье.

Исходя из перечисленных параметров, лучшая область применение солидола – сельское хозяйство и строительная техника.

Действительно, эта смазка может длительное время работать в условиях сильной нагрузки (только не на высоких оборотах).

Наилучшим образом свойства проявляются на массивных механизмах:

  • грубых шестернях большого размера;
  • широких цепных передачах;
  • подшипниках большого диаметра;
  • шарнирных соединениях, работающих с большой нагрузкой и малой интенсивностью;
  • блоках подъемных механизмов;
  • штоках гидравлических систем (наружная смазка);
  • ползунах, направляющих, опорных поверхностях поворотных платформ.

Поскольку смазка не адсорбирует пыль, можно не беспокоиться, что она быстро превратится в абразив. На первый взгляд, это не такое уж важное свойство (вместе с водостойкостью).

При этом оно реально экономит средства при использовании на коммерческой технике. Обслуживание проводится реже (в сравнение с аналогами), техника меньше простаивает.

Характеристики и применение солидола — видео

Когда механики принимают решение, задаваясь вопросом: «литол и солидол в чем разница?», учитываются не только эксплуатационные, но и экономические факторы. К тому же, солидол (даже жировой) имеет вполне доступный прайс-лист.

Заслуженным уважением смазка пользуется у автомобилистов. Чего стоит опыт применения в рессорной подвеске и шкворневых поворотных устройствах передних колес (как на легендарной «Волге» ГАЗ-24).

Еще одна область применения – механические и электроинструменты

Использовать солидол в инструментах с высокими оборотами вала не рекомендуется, мы знаем о проблемах при перегреве. А вот механизмы подачи суппортов фрезерных и токарных станков, редукторы медленного хода, различные ручные (и электрические) лебедки – оптимальный вариант.

Хорошо работает смазка на ленточных транспортерах, конвейерных линиях, шарнирах промышленных роботов. Кроме того, солидолом смазывают петли дверей и ворот, механизмы замков: особенно навесных, которые располагаются на улице.

Пресс-солидол

Вспоминаем старое название: тавот. От него произошла словоформа «тавотница». Это специальный клапан (пресс-масленка) в механической детали, через который внутрь узла впрыскивается смазка.
Для этой процедуры существует специальный шприц-нагнетатель. Он создает необходимое давление, и консистентный состав смазывает механизм.

Разумеется, для такой работы требуется специальная смазка. Обычный солидол или литол не способны эффективно проникать в узкие полости, особенно при пониженных температурах. Учитывая отсутствие визуального контроля наполнения узла смазкой, требуется гарантия качественной обработки.

Подходящими свойствами обладает пресс-солидол. Основные характеристики аналогичны обычному составу:

Однако производитель внес некоторые изменения:

  • пресс солидол менее вязкий, при сохранении пластичности;
  • увеличен температурный порог до (+80°C), после которого начинается разложение материала.

Итог

Жировой солидол представляет собой безопасный для экологии продукт со сбалансированными характеристиками. Однако температурные ограничения не позволяют использовать его повсеместно вместо аналогов.

Исключения составляют лишь высоко оборотистые узлы, которые могут разогреться до температуры +80°C. Однако смазка актуальна не одно десятилетие, и ее не собираются снимать с производства.

Нетривиальное использование именно жирового солидола — интересное видео

Солидол жировой: особенности применения и хранения Ссылка на основную публикацию

Источник: https://prosmazku.ru/prochie-smazki/solidol-zhirovoj

Чем отличается Литол от Солидола и что лучше выбрать

Цвет солидола

Во время проведения техобслуживания автомобиля может потребоваться специальный смазывающий состав. В распоряжении механика всегда есть солидол или литол, да и опытный специалист вполне может объяснить, что лучше из этих веществ. А вот как быть начинающему автолюбителю, и какой состав порекомендовать для приобретения.

Раньше я вообще не понимал, чем отличается литол от солидола. Более того, думал, что солидол – это просто старое, вышедшее из моды название, и теперь маслянистая смазка называется литолом.

Сейчас я со смехом вспоминаю свои тогдашние мысли и вот, решил написать статью-совет.

Здесь я расскажу о том, в чем разница между литолом и солидолом, для каких целей лучше подходит каждый из составов и отличаются ли продукты по стоимости.

Что представляет собой литол — разновидности смазки и особенности использования

Я не ошибся, считая литол современным продуктом. Оно и на самом деле так. Продукт был разработан и выпущен в продажу еще в 80-ые годы прошлого века. Формально, состав должен был заменить солидол полностью, но со временем, однако нужного результата достичь не получилось.

В основу смазки легли масла, содержащиеся в нефтепродуктах. Масляная основа в ходе изготовления состава сгущается. В дальнейшем, такой подход позволяет достичь готовому продукту высокий термический порог при эксплуатации. С учетом того, о какой марке литола идет речь, цвет продукта может быть от очень темного до светлого. Сегодня встречаются такие наименования в РФ:

  • Литол-24;
  • ЦИАТИМ-201, 202, 203.

Последние два вида смазки разработаны были специально для того, чтобы смазывать узлы агрегатов, постоянно испытывающие серьезные нагрузки. В основном, продукция используется в сферах технической направленности и самым важным параметром таких составов является значительная температура эксплуатации (от – 50 до +100 градусов С).

Масла похожи и вполне видозаменяемы на практике. Дополнительно стоит отметить, что литол прекрасно отталкивает водную среду, отлично смазывает и обеспечивает полноценную защиту деталей от износа. Самым совершенным сегодня считается Литол -24, поскольку смазка может выдерживать температуру до +130 градусов С.

Особенности изготовления и эксплуатации солидола, его разновидности

Этот тип смазки гораздо «старше» литола, поскольку начал использоваться еще в 20-е годы прошлого века. Процесс производства солидола намного проще, чем изготовление литола.

В основе смазки лежит, так называемое «нефтяное масло», которое сохраняется после перегонки нефти и потом смешивается с кальциевым мылом.

В итоге, смазка густеет, приобретает пластичность и вполне подходит для смазывания отдельных деталей.

Если говорить о температуре использования, то диапазон у солидола значительно уже, чем у литола – от -30 до +75 градусов Цельсия.

Что касается разновидностей смазок этой группы, то с учетом использованного загустителя (кальциевого мыла) все солидолы подразделяются на жировые и синтетические.

Для создания жировых солидолов применяются жирные кислоты природного происхождения, а для создания синтетических смазок – синтетические кислоты. Дополнить сказанное стоит тем, что разные типы солидолов можно смешивать.

Несмотря на то, что солидол уступает литолу по характеристикам, автовладельцы продолжают его эксплуатировать.

Особенно успешно применяется солидол при смазывании механических узлов, не испытывающих высоких нагрузок во время работы.

Смазка отлично чувствует себя в условиях повышенной влажности и практически не вымывается из мест размещения за счет повышенной жирности. Сведения о смазках представлены в видеозаписи:

Отличия литола от солидола

Недостаточно просто описать составы, чтобы окончательно понять, какую смазку следует выбрать. Есть немало отличий между литолом и солидолом, которые говорят в пользу одного и другого вещества:

ХарактеристикиЛитолСолидол
Температурный диапазон эксплуатации, в градусах Цельсия-50 — +130-30 — +75
Степень вязкости280250
Вымываемостьнижевыше
Хим.активностьвышениже
Противодействие коррозиивышениже

При сравнении можно сделать выводы, что литол технически более эффективное средство, за исключением степени вымываемости, но при этом, у солидола есть очень важных «козырь» — стоимость. Если солидол можно найти по цене от 100 рублей за килограмм, то литол дешевле 295 рублей за килограмм, купить не удастся.

Что лучше выбрать: литол или солидол?

Без сомнений, литол является более надежным и современным материалом для смазывания отдельных деталей и имеет немало преимуществ перед солидолом.

Именно по этой причине многие механики отдают предпочтение этому продукту. Более того, иногда узлы агрегата бывают значительно перегружены и могут серьезно нагреваться. В такой ситуации применять солидол категорически нельзя. С другой стороны, солидол подойдет для использования в узлах, где высок риск вымывания.

Заключение

Закончить сравнение можно следующими выводами:

  1. Солидол и литол – это смазывающие составы, которые применяются для защиты отдельных агрегатов от существенной нагрузки, перегрева и для уменьшения трения.
  2. Вещества имеют схожий состав, но отличаются техническими характеристиками. За исключением вымываемости, литол является более эффективным вариантом.
  3. Смазки отличаются и стоимостью. Солидол в два раза дешевле, чем литол.

Источник: https://maslo.biz/lubricant/litol-i-solidol.html

Солидол жировой

Цвет солидола

Солидол жировой – это смазка, имеющая высокую плотность и вязкость. Внешне напоминает однородную мазь светло-жёлтого или коричневого цвета.

В его состав входят индустриальные масла, загущенные жирными кислотами растительного происхождения. Старое название солидола – тавот.

Кроме жирового, существует ещё и синтетический солидол.

При производстве последнего в состав вводят, вместо натуральных, синтетические жирные кислоты.

Солидол ж (тавот) эффективен при температурах от -24° до +65°С. Обладает хорошей устойчивостью к воде. Поэтому нашёл своё применение в сельскохозяйственной технике и других механизмах, работающих в условиях с высокой влажностью и без нагрева, вытеснив литол и циатим благодаря лучшим специфическим характеристикам.

Если сравнивать с другими, аналогичными смазками (литол и циатим), то:

  1. Жировой солидол, в отличие от синтетического, более качественный. Его разные марки можно смешивать без каких-либо отрицательных последствий.
  2. В отличие от литола и циатима, почти не вымывается водой. Поэтому в определённых условиях считается намного лучшим смазочным материалом, чем литол и циатим.
  3. Кроме того солидол лучше циатима и литола по другим показателям. Он не разрушается, как циатим под воздействием больших нагрузок. Не так быстро, как циатим, портится при длительном хранении. Но уступает им по предельных температурам эксплуатации при обычных нагрузках (-24…+65°С для солидола и -50…+100°С для литола и циатима).
  4. Не токсичен.
  5. Не взрывоопасен и не пожароопасен.

Виды

Существует несколько основных видов солидола:

  1. Обычный. Применяется для смазывания мест трения скольжения и качения механизмов. В особо мощных механизмах разрешается использовать от -50°С. При температуре +78°С солидол становится жидким и непригодным для целевого применения.
  2. Пресс-солидол.

    От обычного отличается повышенным температурным порогом разложения (80°С) и лучшей мягкостью, что позволяет эффективно наносить их с помощью специальных шприцев через пресс-маслёнки при температуре не ниже -24°С. Второе название – тавотница – дало устаревшее название солидола – тавот.

  1. Графитная смазка УСсА. В состав которой входит 90% синтетического солидола и 10% графитового порошка грубого помола. Это вещество имеет серебристый оттенок. Такой состав этого тавота придаёт смазке противозадирные свойства и способность проводить электрический ток.

Графитная смазка является проводником электрического тока.

  1. Медицинский солидол. Применяется для изготовления лечебных мазей, с помощью которых борются с накожными заболеваниями. В их составе находится до 90% солидола. Разнообразие таких препаратов очень большое, но показания, принцип действия, период лечения, методика очень схожи. Как правило, такие мази применяют для лечения псориаза; частота обработки повреждённых участков тела – один раз на 12 – 24 часа; период лечения – от одного до нескольких месяцев.
  2. Садовый. Его применение такое же, как и садового вара – смазывание мест срезов веток, во избежание проникновения в «рану» дерева насекомых-вредителей, спор грибов, влаги, различных болезней. Состав практически ничем не отличается от обычного солидола.
  3. Эмульсионный. Его состав – это смесь тавота и воды (до 24%). Мало чем напоминает технический солидол. Область применения эмульсии – охлаждение зоны резания при механической обработке чёрных металлов.

Несмотря на то, что смазка солидол абсолютно безвредна для человека и не является пожароопасной, с ней нужно вести себя очень аккуратно. Ведь при попадании на одежду, образуются пятна тавота, которые в домашних условиях очень трудно отмыть, отстирать или вывести, в отличие от литола.

Это связано с его плохой смываемостью водой. Поэтому при работе с тавотом нужно быть максимально осторожным, не допуская его попадания на одежду.

Способы выведения пятен солидола с одежды

Чтобы отстирать пятно солидола с одежды существует несколько способов, в том числе и народных, которые не могут гарантировать стопроцентного результата, но попытка не пытка. Все они основаны на том, что этот смазочный материал несмываем водой, но поддаётся растворению в других веществах.

Но если нет лучшего способа вывести, то можно попробовать и эти:

  1. Можно поискать в магазинах специальные пятновыводители. Действуя по прилагаемой инструкции, пробуем добиться положительного результата. И о технике безопасности забывать не стоит.

При взаимодействии различных химических веществ, они могут самовоспламениться. Поэтому одежду надобно чистить, сняв с себя.

Если данный способ по какой-либо причине недоступен, то можно попробовать следующие.

  1. Смазку необходимо удалить с помощью ватного тампона, смоченного в очищенном бензине. После этого гарантированно останется жирное пятно. Его невозможно отстирать обычным способом. Поэтому боремся с ним нашатырным спиртом, в который смачиваем ватные тампоны и трём пятно.

    И уже после этого можно попробовать отстирать место загрязнения средствами для трудновыводимых пятен.

  1. Тот же самый способ что и № 1, но вместо бензина используем тёплый скипидар (его нагревать нужно осторожно, на водяной бане, чтобы не вызвать воспламенения). После выведения скипидаром, пятно, также, обрабатываем нашатырным спиртом.

    А затем пробуем отстирать специальными моющими средствами.

  2. Если вспомнить состав солидола, то логично будет попробовать вывести его с помощью жира. То есть, сливочного масла или маргарина, которыми надобно нанести на пятно. А через 30 минут отстирать с применением обычного хозяйственного мыла или стирального порошка.

  3. В качестве пятновыводителя можно использовать столовый уксус, которого понадобится несколько столовых ложек на 500 мл воды. Этим раствором надо тщательно протереть загрязнённые места, а затем отстирать с помощью средства для трудновыводимых пятен.
  4. Владельцы машин могут использовать для этой цели автомобильный шампунь.

    Сначала надо нанести моющее средство на пятно, а через пол часа постирать одежду с помощью порошка.

Как смазывать велосипедную цепь (Колхозный метод)

Смотрите также по теме:

Винтовая лестница своими руками

Такая лестница с забежными ступенями часто уставится в помещении, в котором другие конструкции применять нельзя. При этом они дают возможность экономии полезной площади.

Правила установки газового котла

Хотя газовые приборы совершенствуются постоянно, свойства топлива остаются прежними – оно горючее. Поэтому были разработаны требования к установке газового котла, документы и нормативы.

Как построить баню из пеноблоков

Самый важный момент – укладка первого ряда. Блоки в нем сажаются на обычный цементный раствор при помощи резиновой киянки. Поверхность ряда после укладки тщательно выровняйте.

80037    Добавлено: 15-08-2011, 10:31

Добавить в закладки

Источник: http://stroimdacha.ru/solidol.html

ПомощьКоже